Из интернет-сайтов законодатели хотят сделать СМИ

16 февраля 2008 г.
По информации lenta.ru, законодатели собираются обязать владельцев интернет-сайтов с аудиторией не менее тысячи посетителей в день регистрировать сайты в качестве средств массовой информации. Соответствующие изменения Совет Федерации готовит в статью 12 закона "О СМИ", сообщает "Интерфакс" со ссылкой на заявление Владимира Слуцкера - одного из инициаторов поправок.

   В настоящее время статья 12 закона "О Средствах массовой информации" освобождает от регистрации периодические печатные издания тиражом менее одной тысячи экземпляров. Если соответствующие поправки будут приняты, интернет-сайты с высокой посещаемостью будут приравнены к печатным изданиям.
   Сетевые издания с аудиторией менее тысячи человек смогут получить статус СМИ на добровольной основе.

   По словам Слуцкера, регистрация заставит интернет-издания играть по цивилизованным правилам и будет служить свидетельством, что СМИ не публикует "сливы"
.

   Эта новость уже вовсю обсуждается блоггерами и прочими интернет-сообществами. Общественное мнение сходится к вопросу: "Если мне в почтовый ящик валится 1000 писем спама в сутки, должен ли я зарегистрироваться как почтовое отделение?".
   Смешно. Но посмотрим на всё это с технической стороны.

Операция прошла успешно, жаль больной об этом уже не узнает...

   Новость сама по себе, казалось бы, безобидная, но давайте, как говаривал Козьма Прутков "зрить в корень".

   Сразу же возникает вопрос №1: Чем будем мерять посетителей интернет сайтов?
   Есть несколько популярных счетчиков и рейтингов:
- В рейтинге Top.Mail.Ru, на 16 февраля 2008 зарегистрировано 600 992 сайта;
- Рейтинг сайтов LiveInternet 16 февраля 2008 зарегистрировано 353 000 сайтов;
- Сайтов со счетчиком HotLog.ru - 492 812 штук;
- В рейтинг Rambler Top100 - зарегистрировано 1 335 522 сайта, из них активных - 212 361.

   Простая проверка поисковой системы Яндекс, говорит о том, что он знает около 1 214 539 сайтов, Рамблер - 1 923 725 сайтов Рунета, то есть на сегодня в русскоязычных сайтов около 2 миллионов.
   То есть, самый распространенный счетчик Топ майл.ru установлен менее чем на трети сайтов Рунета.

   Создать "независимый государственный" счетчик и принудить ставить его на всех сайтах? Такой вариант не проканает по массе причин - от "коммерческой тайны" и "вырезания счетчиков и картинок" на многих прокси-серверах, до элементарного "саботажа". Ну не любим мы, когда нам навязывают что-то "сверху" и ущемляют наши права и свободы.

   Следом возникает вопрос №2: Как быть с сайтами в других доменах, кроме .ru/.su/.ру?
   Ясен перец, что наше законодательство сможет распространяться только на домены, контролируемые российскими регистраторами (российского сегмента зон .ru, .su и .ру), поскольку доменные имена в других зонах можно зарегистрировать у "зарубежных" регистраторов, которые просто так не скажут, на кого зарегистрирован сайт.
   Определать российские-нероссийские сайты по географии хостинга тоже некорректно - много серьезных коммерчесмких проектов размещены на более надежном "забугорном" хостинге. Поэтому вменить некоторым владельцам сайтов обновленный "Закон о СМИ" будет достаточно трудно.

   Вопрос №3: Будем душить "хомяков"?
   "Хомяки" или так называемые "Home Page" (домашние странички), вполне могут достичь посещаемости в 1000 человек. И любой человек, создавший домашнюю страничку может попасть "под каток" государственной регистрации средств массовой информации.
   Например, свой известный проект с аудиторией более 27 тысяч человек, Алекс Экслер считает домашней страничкой...

   И, наконец, маленький Вопросик намбер 4: Терминатор возвращается или охота на роботов?
   Как отличить посетителя от робота? Есть множество скриптов-роботов, которые лазят по страницам сайтов - одни из них собирают базы данных EMail-ов для последующего СПАМа, другие - собирают какую-либо статистику, как, например Alexa Rank, третьи - ищут дыры и уязвиммые места сайта.
   Вы когда-нибудь смотрели логи своего сайта? Просто уму непостижимо, сколько различных самодельных "пауков" типа www.disconutch.com лазят по вашим страничкам! А они тоже поднимают фиктивную посещаемость сайта, правда пока незначительно.

   Последствия №1: Авторские права. Ни для кого не секрет, что многие сайты "бессовестно тырят", извините, "нагло перепечатывают" друг у друга информацию, картинки, дизайн и т.п. Наберите кусок текста из какой-нибудь статьи в Рамблере - видим 7 сайтов позаимствовали друг у друга контент "один в один", и это ещё мелочи!
   Если сайт зарегистрирован как СМИ, то он не сможет брать тексты или картинки с других сайтов - на него легко подать в суд. Аналогично, с него так же не смогут брать тексты и картинки - это плюс.

   Последствие №2 Да я Вас по судам затаскаю!
   Закон о СМИ, это не только пресловутая 12-я статья. Есть ещё, например, статья 62 Возмещение морального вреда.
   То есть, если Вася Пупкин на своем сайте написал что-либо про Федю, то этот Федя может обидеться и подать в суд с требованием не только возместить причиненный моральный вред, но и напечатать на сайте Васи Пупкина опровержение согласно статьи 43 Закона о СМИ.

   А Статья 59 упомянутого закона - Ответственность за злоупотребление свободой массовой информации вообще предполагает не только административную ответственность, но и уголовную. Перспектива не из приятных.

   Последствие № 3: "Подставы" на дороге.
   Дело в том, что внешними факторами можно достаточно легко влиять на посещаемость сайта в сторону увеличения и этим могут воспользоваться различные "друзья". Если посещаемость Вашего относительно сайта невелика и Вы расслабились думаете, что он не попадает под категорию СМИ, могу Вас успокоить - посещаемость сайта её легко подогнать под 1001 посетителя в сутки, например, на месяц.

   Метод первый. Владельцы посещаемых проектов могут открывать своим посетителям сайт-жертву в маленьком окошке-фрейме размером 1х1 пиксель, тем самым поднимая сайту-жертве фиктивную посещаемость.

   Метод второй. Будут создаваться сообщества наподобие "Клик-клубов", которые будут выполнять "заказы" на повышение посещаемости заказанных им сайтов. Подобные вещи смогут делать и хакеры с "подконтрольных" им комьютеров, зараженных "троянскими конями".

   Метод третий. Владельцы больших блоков IP-адресов смогут проводить атаки с помощью армии пауков-роботов, так же повышая фиктивную посещаемость выбранных сайтов. 1000 IP-адресов - это всего 4 подсетки класса С, а есть еще и анонимные прокси...

   Возникает резонный вопрос - кому и зачем может понадобиться поднимать посещаемость чужого сайта?
   Допустим в вашего сайта скопировали рисунки и тексты и разместили их на другом ресурсе. Или написали про вас что-то неприятное или несоответствующее действительности.
    Раньше с обидчиком бороться было практически невозможно, поскольку множество сайтов размещены "анонимно" и узнать их владельцев порой практически невозможно.
   Теперь в руки нам вложили карающий меч: поднимаем посещаемость сайта более 1000 человек в сутки. Владелец сайта должен будет зарегистрироваться как СМИ со всеми вытекающими последствиями:
- будет известны его ФИО и адрес
- на него можно будет подать в суд, пользуясь статьей 62 Закона о Средствах Массовой Информации и заставить выплатить как моральный ущерб, так и написать опровержение.

   Наконец, просто можно воздействовать на сайты мелких конкурентов, заставляя из регистрироваться как СМИ.


Так ли страшен черт, как его малюют?!

   Для начала "сверим часы", в смысле "проверим цифры". Как отмечено выше, самый распространенный счетчик рунета - Top mail.ru знает 601 тысячу сайтов из 1 900 имеющихся.
   На многих посещаемых серьезных коммерческих проектах общественные счетчики и рейтинги не стоят. Статистика посетителей и поисковых запросов - закрытая коммерческая информация, а счетчики LiveInternet и HotLog контролируются группами "оптимизаторов", которые постоянно выискивают "вкусные поисковые запросы" и "рыбные места". Палить свою информацию не хочет никто, поэтому опытные веб-мастера на "денежных" проектах "общественные счетчики" не ставят.

Цифра первая

   Получается, что самую полную картину по русской части Интернета, действительно может дать рейтинг top.Mail.ru. По его данным, регистрация как СМИ предстоит 3 000 сайтам, которые на сегодня имеют посещаемость свыше 1000 человек в сутки (естественно, для получения точных цифирок смотреть надо ближе к полуночи по Москве).

Цифра вторая

   По данным поисковой системы Rambler в сутки посетители просматривают 45 миллионов страниц.
   В Яндексе посетители просматривают 225 миллионов страниц в сутки.
   По данным рейтинга LiveInternet.ru соотношение посетителей по поисковым системам таково:
      Yandex (с картинками) - 40%
      Google (с картинками) - 37%
      Rambler - 11%
      Search.Mail.ru - 7%
   остальные поисковики - несущественно.

   Непосредственные данные статистики с Яндеска и Рамблера совпадают с процентным соотношениям по показаниям ЛайфИнтернет.
   Обобщив статистику получаем вторую цифру - поисковые системы приносят на все сайты 534 миллиона посетителей в сутки.

Цифра третья

   По данным топ майл ру, посещаемость 3 000 "самых посещаемых сейтов", которым, как писали выше, предстоит регистрация как СМИ, меняется от 25 000 до 1 000 человек в сутки спадая достаточно линейно. С помощью элементарной арифметики, получаем, третью цифру - эти 3 000 сайтов в сутки посещает около 39 миллионов человек.


Дяденька, за что воюем?

   Зачем Совет Федерации муссирует вопрос о поправке к закону о СМИ для сайтов интернета?

- финансовая сторона. Если таких сайтов действительно около 3-5 тысяч, то при размере госпошлины за регистрацию от 5000 до 6000 рублей (Периодическое печатное издание или Информационное агентство с рекламой более 40%), единовременный доход в казну будет 18 -30 миллионов рублей - это "копейки" в масштабе государства. Значит, "бабки" тут ни при чём.

- массовость информации. Те "несчастные" 3 - 5 тысяч сайтов, которые попадут под жернова готовящихся поравок к закону о СМИ, имеют 39 миллионов посетителей в сетки против 534 миллионов общего числа посетителей сайтов, что составляет всего 7%.
   То есть, о поголовном влиянии на умы речи тоже не идёт.

   А стоит ли овчинка выделки? На этот вопрос ответа пока нет, поскольку поравки к Закону ещё не приняты, а лечить без больного невозможно - все телепаты и эктсрасенсы в отпуске...

Интернет-сайты и СМИ

   В настоящее время интернет-сайты и интернет-издания добровольно незарегистрированные как СМИ, к СМИ не относятся. Это подтверждает и Верховный суд РФ в Постановлении Пленума Верховного суда России №3 от 24.02.2005 г «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц». В разъяснении 7 «распространение в сети Интернет» указывается отдельно от «распространения сведений в СМИ».
   Более того, в Постановлении ВС РФ явно обращается внимание судов на то, что если не соответствующие действительности порочащие сведения размещены на интернет-сайте, зарегистрированном как СМИ, при рассмотрении исков необходимо руководствоваться нормами, относящимися к средствам массовой информации. Следовательно, интернет-сайт становится СМИ лишь в силу его добровольной регистрации в таком качестве средства массовой информации.

   То, что сайт не является СМИ приризнала и федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия министерства культуры и массовых коммуникаций России (Росохранкультуры). В письме Росохранкультуры в ответ на запрос президента фонда защиты гласности Алексея Симонова отмечается, что:
   российское законодательство не дает легального определения понятия «сайт» («сайт в сети Интернет»). В правовом смысле интернет-сайт представляет собой совокупность информации. Он не подпадает под понятие «средство массовой информации», которое определено законом «о СМИ» — это «периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа или иная форма периодического распространения массовой информации», констатирует ведомство.

   интернет-сайты нельзя отнести к иным средствам массовой информации, так как они не имеют ни тиража, ни продукции, распространяемой в виде «печатных сообщений, материалов, изображений». Содержание сайта не имеет печатной формы, оно визуализируется только на экране компьютера. Исходя из этого регистрация сайта — это не обязанность, а право владельца сайта, такой вывод делает Росохранкультура.

   В качестве послесловия можно добавить, что в 1999 году по заказу МинСМИ был разработан проект закона О государственной регистрации средств массовой информации, использующих для распространения информации глобальные информационные сети ("сетевых СМИ"), но так и НЕ БЫЛ принят.

   Так же обращаем внимание на то, что 29 января 2008 г Совет федерации расcмотрел проект закона Об Интернет.

Найти организацию

Поиск предприятий Новосибирска по телефонам и названиям


Реклама